Главная » Статьи » Звёзды

Звездный взрыв помог разгадать загадку образования черных дыр

24 октября 2012 года, когда спутником Swift (Свифт) была получена информация о том, что в созвездии Эридан (Eridanus) произошёл мощнейший звездный взрыв, в последствие получивший название GRB121024A, все наземные обсерватории мира были приведены в полную боевую готовность. Однако точные поляриметрические измерения этого явления удалось провести только Европейской Южной Обсерватории ESO с помощью телескопа Very Large Telescope (VLT), расположенного в чилийской пустыне Атакама. Полученные данные о взрыве, произошедшем около 11 млрд лет тому назад, позволили воссоздать картину того, как формируется черная дыра.

Результаты исследования, проводившегося при участии Хавьера Горосабаля (Javier Gorosabal), были представлены в статье, недавно опубликованной в журнале Nature.

Астрономам не известно о каком-то еще космическом явлении, которое с точки зрения энергии и интенсивности могло бы конкурировать со звездными взрывами во внешних уголках нашей Вселенной – длинными гамма-всплесками (Long Gamma-Ray Bursts — LGRB): за секунду один гамма-всплеск может выпустить в космическое пространство столько энергии, сколько сотни звезд, таких как наше Солнце, выпустят за 10 млрд лет.

В течение последнего десятилетия астрофизики получили много доказательств того, что длинные гамма-всплески происходят, когда массивные звезды «разрываются на куски». Речь в данном случае идёт о звездах, масса которых в сотни раз превышает массу Солнца, которые при этом вращаются намного быстрее.

Так как такие звезды чрезвычайной массивны и вращаются достаточно быстро, они взрываются не так, как «нормальные» звезды. Распад этих огромных звезд, согласно теоретическим моделям, создаёт подобие волчка (юлы), вращающегося аналогично воронке, образующейся при сливе воды. Так происходит до тех пор, пока не сформируется черная дыра. Энергия, высвобождаемая во время мощнейшего взрыва, расходится в двух направления в виде джетов, демонстрирующих высокий уровень энергии и являющихся «союзниками» оси вращения умирающей звезды.

Более того, всем таким звездам присущи магнитные поля, которые усиливаются, если звезды вращаются довольно быстро, как в случае в длинными гамма-всплесками. Во время разрушения звезды и её трансформации в чёрную дыру, магнитные поля умирающей звезды циркулируют вокруг оси вращения. Таким образом, из формирующейся черной дыры исходит мощнейший «магнитный гейзер». Последствия этого явления могут ощущаться на расстоянии в несколько миллиардов километров.

Этот сложный сценарий натолкнул учёных на мысль, что свет, излучаемый во время звездного взрыва, вероятно, циркулярно поляризован. И именно это впервые ученым и удалось обнаружить в Чили: круговой поляризованный свет, который является прямым следствием черной дыры, «недавно» сформировавшейся во внешних пределах Вселенной, и который полностью соответствует теоретическим моделям. Более того, оптическую круговую поляризацию такого высокого уровня никогда ранее астрономам не приходилось видеть, при том на примере столь удалённого источника. Эти данные указывают на то, что GRB121024A — это уникальный случай.

Источник: http://astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=5876