Главная » Статьи » Звёзды

Взрывной рост молодой звезды

Звезда формируется, когда большое облако газа и пыли конденсируется и случайно становится таким плотным, что сжимается, от силы давления вещество разогревается и создается светящийся газовый шар – так рождается звезда. Новое исследование , проведенное учеными Института Нильса Бора, показывает, что молодая звезда, недавно сформированная в нашей галактике, развивается такими темпами, что в самом начале своей жизни она была в 100 раз ярче, чем сейчас. Результаты опубликованы в научном журнале Astrophysical Journal Letters.

Молодая звезда была сформирована в течение последних 100 000 лет в нашей галактике. Используя ALMA - Атакамскую Большую Миллиметровую Решетку, - команда ученых под руководством Джеса Йоргенсена (Jes Jørgensen) изучила эту звезду и ее окружение.

"Мы изучили химический состав газа и пыльного облака, которые окружали начальную протозвезду (ранняя стадия формации звезд). В этом плотном облаке происходит химическая реакция, в результате которой образуются раличные виды сложных молекул, в том числе метанола. Можно ожидать, что все молекулы должны были бы располагаться рядом со звездой, однако в одном из случаев мы увидели четкую кольцеобразную структуру. Нечто сдвинуло определенную молекулу, HCO+, из обширной области вблизи протозвезды," – объясняет Джес Йоргенсен. Особенность молекулы HCO+ в том, что она особо чувствительна к водному пару. Даже небольшое количество водного пара растворяет молекулу, следовательно, ее отсутствие можно использовать для того, чтобы изучить, что происходит в процессе формирования звезды.

Сначала облако газа и пыли очень холодное, и простые молекулы, такие, как молекулы угарного газа и воды, оседают на частицы пыли и превращаются в лед. Здесь близко расположенные друг к другу молекулы связываются и образуют более сложные молекулы, - такие, как метанол, этанол, моносахариды и т.д., и воду в форме льда. Сила гравитации протозвезды притягивает большое количество газа и пыли из окружающего облака, и когда вещество падает ближе к молодой звезде, оно замедляет движение и его энергия переходит в тепло. Это тепло растапливает лед, который становится водным паром.

"Исходя из размеров области, где молекула HCO+ растворяется водным паром, мы теперь можем подсчитать, какова была яркость молодой звезды. Получается, что в начале она была намного ярче в сравнении с тем, какая она сейчас – в 100 раз. Анализ химического состава говорит о том, что эта перемена произошла в последние 100-1000 лет, - с астрономической точки зрения, совсем недавно", - объясняет Джес Йоргенсен.

Такое «извержение» горячей яркости может так же объяснить содержание конденсированного метанола и высокое содержание молекул, содержащих углерод, которые были обнаружены в газовом облаке. Это так же может оказать большое влияние на химические процессы, которые привели к формированию комплексных органических молекул, которые позже могут быть включены в планетарные системы. Джес Йоргенсен считает, что там была не одна вспышка света и жара, - по его мнению, это могло случиться несколько раз за время процесса образования звезды: "Один из главных вопросов: является ли этот феномен обычным, то есть все ли молодые звезды подвержены подобным «извержениям». А если это так, то как часто это происходит".

Источник: http://astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=5058