Главная » Статьи » Звёзды

Взорвавшаяся звезда выглядит как космический цветок

Известно, что обломки взорвавшихся сверхновых звезд являются очень горячими и ярко светятся в рентгеновском диапазоне. С помощью косми́ческой рентге́новской обсервато́рии “Ча́ндра” получено новое изображение остатков сверхновой звезды, называемой G299.2-2.9, расположенной рядом с нашей галактикой, которая выглядит подобно красивому земному цветку.

G299 является остатком определенного класса сверхновых звезд типа 1А. Астрономы считают, что сверхновая звезда типа 1А образуется в результате термоядерного взрыва белой карликовой звезды, связанной со спутниковой звездой, и этот взрыв сопровождается слиянием элементов и высвобождением огромного количества энергии. Если звезда-спутник белого карлика является обычной солнце подобной звездой, то белый карлик может потерять устойчивость и взорваться по причине стягивания части материала со звезды-спутника. Или же, белый карлик может быть связан с другим белым карликом, и они могут объединиться и спровоцировать взрыв.

Несмотря на механизм, запускающий этот процесс, сверхновые звезды типа 1А известны как постоянные чрезвычайно яркие звезды. Ученые используют эти объекты в качестве космических указателей расстояния, что позволяет точно определить степень удаленности галактик, а также определять интенсивность расширения Вселенной.

Тем не менее, астрономы открыли, что взрывы некоторых сверхновых звезд типа 1А могут быть не симметричными. G299 может быть примером такого рода «нетипичной» сверхновой звезды типа 1А. Исследователи также обнаружили, что поверхность, образованная из обломков взорвавшейся звезды, расширяется неодинаково в разных направлениях.

На этой новой фотографии, красный, зеленый и голубой свечения представляют рентгеновские излучения медленной, средней и высокой энергий, соответственно. Рентгеновские лучи средней энергии обусловлены излучением железа, а высокоэнергетические рентгеновские лучи испускают кремний и сера.

Выполняя подробный анализ рентгеновского излучения, исследователи обнаружили несколько случаев четко выраженной асимметрии в G299. Например, соотношение между количествами железа и кремния больше в той части остатков, которая расположена выше центра, по сравнению с нижней. Различие это визуально заметно: в верхней части более интенсивный зеленый цвет, в то время как в нижней части голубой. Установлено, что обломки в результате расширения немного вытянулись вправо. Именно в этой области, соотношение железо/кремний почти то же самое, что и в нижней части.

Кроме G299, астрономы обнаружили еще подобные ей разнообразные красивые космические цветы.

Источник: http://astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=6936