Главная » Статьи » Звёзды

Во взрыве сверхновой участвовал красный гигант

Международная команда астрономов, которая работала в рамках проекта PTF (Palomar Transient Factory), в ходе которого осуществляется автоматизированный широкоугольный обзор небесной сферы и который направлен на фиксирование переменных источников света, зафиксировал крайне необычную сверхновую, которая подарила ученым целый список загадок.

Первая и пожалуй главная из загадок, заключается в крайне необычном составе звездной пары, которая вызвала этот взрыв. Астрономы впервые смогли стать очевидцами одного из крайне маловероятных сценариев взрыва сверхновой. В частности, одной из звезд, входящих в эту звездную пару, был красный гигант.

Сверхновые относящиеся к классу 1а – это достаточно редкое и необычное зрелище. В стандартной галактике, взрыв подобной сверхновой бывает не чаще чем 1-2 раза за столетие. Каждый из подобных взрывов очень ценится астрономами за их необычные качества. Во-первых, эти взрывы всегда очень яркие и имеют примерно одну и ту же яркость, что в свою очередь позволяет использовать эти взрывы в качестве своеобразных реперных точек, по которым и определяется расстояние. Как ранее предполагалось, схожесть во взрывах сверхновых может трактоваться в пользу и схожести процессов, которые предшествуют самим взрывам. Однако участие во взрыве сверхновой, с участием красного гиганта – полностью обескуражило ученых. Однако все непрямые наблюдения только лишь подтвердили первую гипотезу о том, что именно красный гигант спровоцировал взрыв сверхновой. Теперь ученые смогли получить подтверждение того факта, что как минимум двумя путями, могут быть созданы сверхновые относящиеся к классу 1а.

Необычная сверхновая, которая привлекла внимание ученых, называется PTF 11kx . Эта сверхновая находится на удалении в 600 миллионов световых лет от нашей Солнечной системы впервые, она была обнаружена специалистами из команды Palomar Transient Factory в январе прошлого года. С первого же своего обнаружения она крайне озадачила ученых. К примеру, в спектре облака газа и пыли, которые окружали место взрыва, был замечен довольно сильный “след” кальция, чего ранее никогда раньше не встречалось при взрыве сверхновых подобного класса. При этом, само облако расширялось несвойственно медленно для подобных пылегазовых облаков, которые были порождены вследствие взрыва сверхновой, однако слишком быстро, что бы это могло было быть списано на солнечный ветер. Как было впоследствии установлено, это была оболочка от первого взрыва, за которым последовал второй, более мощный.

Категория: Звёзды | Добавил bun 21.09.2012