Главная » Статьи » Звёзды

Сложная структура потока двойной звездной системы UY Aurigae

Группа астрономов из разных стран продемонстрировала сложную структуру «оттока» в бинарной системе UY Aur (Aurigae). Исследователи, которые проводили наблюдения с помощью прибора NIFS (Near-Infrared Integral Field Spectrometer) телескопа Gemini North, обнаружили, что основная звезда бинарной системы характеризуется широким «оттоком», в то время как другая содержит великолепно коллимированный джет.

Так как многие звезды образуют бинарные системы, их изучение очень важно для понимания специфики формирования звезд и планет. Хотя джеты (узкие, яркие потоки газа) и оттоки (менее коллимированные потоки газа) обычно, исходят из широко распространённых «звезд-одиночек», лишь в ходе немногих наблюдений удвалось идентифицировать джеты (или оттоки), исходящие из молодых звезд малой массы. Именно поэтому исследователи поставили перед собой цель- изучить структуру оттока бинарной системы UY Aur, которая является самой близкой к Земле двойной звездой, с относительно молодыми компонентами.

У основной звезды UY Aur A (более массивная и яркая, нежели звезда-«компаньон») и второй звезды UY Aur B (менее массивная и более холодная) есть небольшие околозвёздные диски — диски из газа и материала на орбите вокруг них. Учёным удалось запечатлеть эти диски и зафиксировать красное смещение («отступление») и «фиолетовое смещение» для этой системы. На данный момент исследователям не удалось выяснить источники этих явлений, так как пространственное разрешение полученных снимков очень низкое.

Для наилучшего понимания этой системы команда начала предпринимать попытки определить основной источник «отступающих» джетов. Прибор NIFS помог «разделить» звезды бинарной системы и идентифицировать источников джетов. Это позволило в деталях изучить двойную систему в инфракрасном свете. Астрономы выявили «следы» ионизированного «железного» газа ([Fe II]) в джетах и оттоках, которые позволили им исследовать распределение выбросов газа. Они обнаружили, что [Fe II] связан с обеим звездами бинарной системы.

Помимо этого, исследователи обнаружили, что форма распределения газа соответствовала моделям газового потока между основной и вторичной звёздами. Тем не менее, высокая скорость газа (порядка 100 км/с) указала на то, что потоки исходят из источников, расположенных в непосредственной близости к звездам, а не сформировались в газовом диске, опоясывающем две звезды.

Для дальнейшего изучения структуры эмиссии нужно было разграничить «отступающих» и «приближающихся» выбросов. Ученые определили, что каждая звезда бинарной системы характеризовалась специфическим распределением газа. «Приближающийся» газ был широко распространён в оттоке от основной звезды и лишь незначительно связан с вторичной звездой, а «отступающийся» газ, наоборот, был широко распространён в джете, исходящем от вторичной звезды системы.

Источник: http://astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=5971