Главная » Статьи » Звёзды

Найден пульсар с изменчивым характером
Европейские астрономы впервые обнаружили пульсар, который способен за несколько дней менять режим своей работы: из радиопульсара превращаться в рентгеновский и обратно. Исследование опубликовано в Nature, кратко о нем сказано в пресс-релизе Национальной радиоастрономической обсерватории США.

Объект, получивший название IGR J18245-2452, расположен на расстоянии 18 тысяч световых лет от Земли в созвездии Стрельца. Он был впервые обнаружен в 2005 году и идентифицирован как миллисекундный радиопульсар. Такие объекты представляют собой нейтронные звезды, которые вращаются вокруг своей оси со скоростью в сотню (или несколько десятков) раз в секунду. Благодаря вращению своего мощного магнитного поля они излучают стабильные радиосигнал и иногда называются "радиомаяками Вселенной".

Статьи

Интервью с соседом

Долгожданный пульсар помог в исследовании черной дыры в центре Галактики

Летом 2013 года с помощью телескопа "Чандра" была зафиксирована мощная вспышка рентгеновского изучения из той же области, где ранее был найден радиопульсар. По современным представлениям, такие вспышки вызываются парами звезд, одна из которых представляет собой нейтронную звезду, а вторая - более объемную, но менее массивную обычную звезду, которая отдает часть своей массы партнеру. Во время падения на поверхность нейтронной звезды вещества из него формируется диск, вещество разогревается и возникает вспышка излучения в рентгеновском диапазоне. Считается, что этот процесс происходит до тех пор, пока нейтронная звезда не поглотит все доступное для нее вещество и не превратится в радиопульсар.

В новой работе ученые показали, что обнаруженный в 2005 году радиопульсар и в 2013 году рентгеновский пульсар - это один и тот же объект, который способен переключаться из одного режима в другой. Отработав в режиме источника жесткого излучения на протяжении месяца, он снова перешел к излучению радиоволн в течение нескольких дней. Очевидно, что переключение вызывается изменениями в подаче вещества от донора, однако как оно регулируется, ученым еще предстоит выяснить.

Один из самых интересных для астрономов радиопульсаров, SGR J1745-2900, расположен в окрестности сверхмассивной черной дыры Стрелец А*, которая находится в центре Млечного пути. Недавно ученые на основе анализа излучения этого пульсара определили характер магнитного поля в окрестности этого самого массивного объекта нашей галактики.

Читать полностью: http://www.shakhty.su/world/news/2013/09/26/changingpulsar/