Главная » Статьи » Звёзды

Целый звездный кластер был выброшен из галактики

Галактика M87 сделала бросок, который сделал бы честь любому бейсбольному питчеру. Она «выбросила» целый звездный кластер по направлению к нам, со скоростью более 3,3 миллионов километров в час. Вновь открытый кластер (скопление звезд) получил название HVGC-1, теперь со страшной скоростью мчится в никуда. Теперь он будет постоянно дрейфовать в межгалактическом вакууме.

Ранее астрономы уже сталкивались с «убежавшими» из своих галактик звездами, однако впервые они стали свидетелями того, как целое скопление звезд «убегает» из галактики.

Нельсон Колдуэлл (Nelson Caldwell), сотрудник Гарвард-Смитсоновского Центра Астрофизики, является ведущим автором исследования, которое готовится к публикации в издании Astrophysical Journal Letters.

"HVGC" в названии HVGC-1 обозначает «hypervelocity globular cluster» - гиперскоростной шаровой кластер. Шаровые скопления обычно содержат тысячи звезд, собранных в шар, диаметр которого – несколько десятков световых лет. В галактике Млечный Путь находится около 150 шаровых скоплений. Для сравнения, в гигантской эллиптической галактике M87, таких скоплений тысячи.

Открытие HVGC-1 – счастливая случайность. Ученые в течение многих лет занимались исследованием пространства вокруг M87. Вначале они сортировали объекты по цвету, чтобы отделить звезды и галактики от шаровых скоплений. Затем они воспользовались прибором Hectospec на телескопе MMT в Аризоне, чтобы подробно исследовать шаровые скопления.

Компьютер автоматически анализировал данные и подсчитывал скорость каждого кластера. Любые отклонения исследовались вручную. Большая часть отклонений была связана со сбоями в программе, однако удивительно высокая скорость HVGC-1 подтвердилась.

Астрономы считают, что одной из причин, по которой это скопление получило такое большое ускорение, может быть то, что в центре галактики M87 находится пара сверхмассивных черных дыр. Звездное скопление приблизилось на слишком большое расстояние к ним. Много звезд, которые находились недалеко от его внешних границ, было потеряно, однако плотное ядро осталось нетронутым.

HVGC-1 движется так быстро, что оно полностью может «сбежать» из M87. Ученые предполагают, что оно могло уже покинуть галактику.

Источник: http://astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=5850