Главная » Статьи » Звёзды

Астрономы смогли выяснить причину аномальной яркости сверхновых

Взрывная волна, которая образуется при взрыве сверхновой, пробивая газовый кокон, который окружает звезду, ионизирует вещество вокруг себя, заставляя его тем самым светиться нестерпимо-ярким светом.

Благодаря уникальным возможностям, которыми обладает орбитальная рентгеновская лаборатория Чандра, было обнаружено первое подтверждение того, что образовавшаяся в результате взрыва сверхновой ударная волна смогла пробить ее газовый кокон, окружающий зарождающуюся сверхновую. Данное открытие позволило объяснить факт того, что некоторые из сверхновых светятся более интенсивно, чем другие.

Еще в ноябре 2010 году, учеными была обнаружена сверхновая, расположенная в Галактике UGC 5189A. Эта сверхновая находилась на расстоянии в 160 миллионов лет от нашей Солнечной системы. Как выяснили ученые, в ходе наблюдения за сверхновой, ее взрыв произошел в начале октября, если брать земную временную шкалу. На изображении галактики, наблюдаемой телескопом Чандра, сверхновая видится в качестве крайне яркого источника рентгеновского излучения и имеет аббревиатуру SN 2010Jl.

Наблюдаемая учеными сверхновая сверкала более чем в 10 раз более ярко, чем большинство из других сверхновых, которые когда-либо приходилось наблюдать. Для того, что бы объяснить подобное, учеными было выдвинуто три гипотезы: согласно первой из гипотез, увеличение яркости свечения сверхновой может быть объяснено взаимодействием происходящим между материалами окружающими звезду до ее взрыва и материалом непосредственно самой звезды; вторая гипотеза гласила о том, что разница в яркости свечения сверхновых могла быть вызвана разницей в радиационном излучении при образовании парной нестабильности между электрон-позитронных пар; третья же гипотеза объясняла разницу в яркости различным магнитным полем, которые обладали взорвавшиеся звезды.

На протяжении нескольких лет, с равными интервалами, ученые вели наблюдения за сверхновой SN 2010Jl. В начале наблюдения рентгеновские лучи, излучаемые звездой, практически полностью поглощались газовым коконом образовавшимся вокруг взорвавшейся звезды еще до ее взрыва. Однако со временем ученые констатировали факт того, что поглощаемость рентгеновского излучения, со стороны газового кокона, начала ослабевать, что явственно свидетельствовало о том, что он был прорван веществом взрывной волны, которое было разогрето до температуры в 100 миллионов градусов по Кельвину.

Основываясь на этих наблюдениях, ученые пришли к выводу о том, что все же первая из трех гипотез оказалась более верной – взрывная волна, прорывая газовый кокон, сталкивается и ионизирует окружающее сверхновую пространство.

Категория: Звёзды | Добавил bun 18.06.2012