Главная » Статьи » Звёзды

Астрофизики обнаружили три звезды, разрушенные черными дырами

Ученые Московского Физико-Технологического Института и Института Космических Исследований Российской Академии Наук сообщают о том, что им удалось зарегистрировать три возможных случая полного разрушения звезд сверхмассивными черными дырами, которые находятся в центрах галактик. Подробно об этом исследовании можно узнать в статье, принятой к публикации журналом Monthly Notices of the Royal Astronomical Society journal.

Астрофизики использовали данные, полученные орбитальными рентген-обсерваториями ROSAT и XMM-Newton. Первый спутник был выведен на орбиту в 1990 году, и работал до 1999, после чего этим стал заниматься спутник XMM-Newton.

Каждые 10 000 лет звезда в галактике приближается на достаточное расстояние к черной дыре для того, чтобы быть разрушенной ею. Заметить смерть звезды в отдаленной галактике можно благодаря тому, что в процессе разрушения образуется яркая рентген-вспышка; только ее необходимо отличить от других видов рентген-излучения, а это – не такая уж простая задача.

Ученые разработали несколько методов, которые помогают понять, что произошло именно разрушение звезды черной дырой.

Так как у сверхмассивной черной дыры уходит всего лишь несколько лет на то, чтобы полностью поглотить вещество разрушенной звезды, наблюдения, которые будут проводиться через десяток лет, должны показать значительное ослабление яркости источника рентнег-свечения. Исследователи собирали данные в 1990-х годах и в 2000-х, таким образом, им удалось обнаружить объекты, яркость которых уменьшилась как минимум в десять раз.

В результате, им удалось идентифицировать три источника рентген-лучей: 1RXS J114727.1 + 494302, 1RXS J130547.2 + 641252 and 1RXS J235424.5-102053. [1RXS означает, что объект впервые был замечен во время первого обзора неба телескопом ROSAT, а шестизначные числе после буквы J – это угловые координаты].

Есть и еще один объект, который может быть звездой, разорванной на части, однако, имеющиеся данные не дают возможности с уверенностью сказать, что это так.

Однако, процент ошибки в оценке ученых довольно высок, так как их выводы основаны на очень небольшом количестве случаев – образец содержит не более двух дюжин «надежных» источников рентген-лучей, зарегистрированных различными методами в различных диапазонах спектра. Ожидается, что прогресса в этой области удастся достичь после запуска космической обсерватории Spectrum-X-Gamma в 2016 году, которая будет оснащена двумя рентген-телескопами, которые будут работать в мягком и жестком рентген-диапазоне. Чувствительность каждого телескопа будет в несколько раз выше, чем чувствительность ROSAT.

Источник: http://astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=6383