Главная » Статьи » Земля

Ученые открыли самую близкую к Земле гиперскоростную звезду

Люди не могут увидеть гало темной материи, при этом его гравитация воздействует на некоторые звезды. Авторы исследования делают все возможное, чтобы как можно больше узнать о скорости и траектории движения звезды и понять, как именно её гравитация может влиять на звезды, расположенные в самых удалённых уголках галактики.

За последние 10 лет астрономы нашли примерно два десятка таких «странных» звезд. Вполне возможно, что гиперскоростные звезды когда-то были частью двойных звезд, вращающихся друг вокруг друга. Учёные полагают, что двойная звезда могла слишком близко приблизится к сверхмассивной черной дыре в центре галактики. Интенсивная гравитация черной дыры, масса которой по меньшей мере в 4 миллиона раз больше массы Солнца, вероятно, «захватила» одну из звёзд бинарной системы, а вторую отбросила в космическое пространство.

Эта звезда была обнаружена авторами исследования, когда они занимались другим проектом с помощью мультиобъектного волоконного спектроскопического телескопа LAMOST, который расположен в Китае.

LAMOST может одновременно считывать спектры 4 тысяч звезд. Спектр звезды содержит информацию о её скорости, температуре, яркости и размерах. Основная цель LAMOST - изучение распределения звезд в Млечном Пути, и выяснение структуры галактики.

Вновь открытая сверхскоростная звезда, которая получила название LAMOST-HVS1, выделяется на фоне остальных тем, что её скорость более чем в два раза больше стандартной звездной скорости в 800 000 км/ч в космическом пространстве: 2,24 млн км/ч относительно Солнечной Системы и 1,76 миллиона км/ч относительно скорости центра Млечного Пути.

Расстояние до «самой близкой к Земле гиперскоростной звезды» от нашей планеты - 399 квадриллиона километров (42 000 световых лет).

Все известные сверхскоростные звезды, в том числе и новая, находятся выше диска нашей галактики Млечный Путь. Их распределение на небе указывает на то, что сформировались они, скорее всего, вблизи центра галактики. Диаметр видимой части нашей спиралевидной галактики, составляет порядка 100 тысяч световых лет (940 квадриллионов километров). А с учетом ореола темной материи диаметр Млечного Пути увеличивается до 1 млн световых лет (9408 квадриллионов километров)

Учёные считают, что гало из темной матери окружают галактики, потому что их гравитация сказывается на движении видимых звезд и газовых облаков. По словам исследователей, примерно 5% Вселенной представлено видимой материей, 27% — невидимой темной материей, 68 % — ещё более загадочной темной энергией, отвечающей за ускорение расширения Вселенной. Скорость и траектория гиперскоростных звезд, путешествующих через гало темной материи, может показать что-то новое об этом таинственном ореоле.

Солнечная Система находится примерно в 26 тысячах световых лет (245 квадриллионах километров) от центра галактики — примерно на полпути от центра видимого галактического диска. Если сравнивать, то новая гиперскоростная звезда находится в 62 световых годах от центра галактики, то есть выше видимого диска. Таким образом LAMOST-HVS1 находится примерно в 42400 световых годах от Земли.

Яркость LAMOST-HVS1 составляет примерно 13m, - это в 630 раз меньше, чем у звезд, которые могут быть замечены на небе невооружённым глазом. Масса LAMOST-HVS1 примерно в 9 раз больше массы нашего Солнца, что делает её похожей на другую гиперскоростную звезду ОН 0437-5439, обнаруженную в 2005 году. Обе эти звезды по массе уступают HD 271791, найденной в 2008 году, которая в 11 раз массивнее Солнца. По яркости LAMOST-HVS1 уступает только HD 271791.

По словам учёных, LAMOST-HVS1 в 4 раза горячее и примерно 3400 раз ярче Солнца. Если сравнивать с Солнцем, возраст которого оценивается в 4,6 млрд. лет, то LAMOST-HVS1 — совсем юная звезда. Анализ ее скорости и расположения позволил установить, что LAMOST-HVS1 не более 32 млн лет.

Результаты исследования были опубликованы в издании Astrophysical Journal Letters.

Источник: http://astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=5882