Главная » Статьи » Средства наблюдения

Бывший телескоп для отслеживания ракет наблюдает за пульсаром Краб

Радио-телескоп, который в прошлом использовался для отслеживания баллистических ракет, помог астрономам определить, как структура магнитного поля и вращение молодого и быстро вращающегося пульсара Краб изменяется с течением времени. Открытия опубликованы в журнале Science.

Пульсар Краб – это нейтронная звезда, которая образовалась в результате мощного взрыва сверхновой в созвездии Тельца в 1054 году. Сейчас она делает 30 оборотов за одну секунду, выпуская лучи радиоволн, которые, подобно маяку, вспыхивают каждый раз, когда вращается звезда. Диаметр звезды всего лишь около 25 км, однако ее масса в 25 раз больше массы Земли.

Профессор Эндрю Лайн (Andrew Lyne) и его коллеги из университета Манчестера доложили, что за 22 года, в течение которых наблюдают за пульсаром, в этих вспышках произошли устойчивые изменения.

Эти вспышки, или пульсации, идут парами. Новые наблюдения показывают, что промежутки между этими парами пульсаций возрастают на 0,6 градуса в течение века, - это необыкновенно высокий уровень эволюции. Ученые показали, что это означает, что магнитный полюс сдвигается к экватору

Астрономы работали с телескопом, который раньше использовался для слежения за баллистической ракетой Blue Streak до 1981 года.

Этот телескоп с относительно скромными возможностями использовали для ежедневного наблюдения за Пульсаром Краб в течение 31 года; за это время пульсар обернулся 30 млрд раз. Самые точные наблюдения, которые велись с 1991 года, показывают небольшое постепенное изменение в промежутках между пульсациями.

Руководитель исследования Эндрю Лайн, говорит, что самым удивительным является то, что это изменение происходит так быстро, когда магнитное поле должно быть стабильным.

Соавтор исследования, профессор Фрэнсис Грэхем Смит (Francis Graham Smith), говорит:

"Этому пульсару всего 960 лет. Поэтому, несмотря на то, что 22 года – это очень маленький период наблюдений для звезды, астрономы наблюдают его в течение намного большей части его жизни, чем обычно представляется возможным".

Профессор Патрик Велтвреде (Patrick Weltevrede), еще один из участников исследования, верит, что этот результат будет очень полезен для понимания эволюции пульсаров и процесса сбрасывания ими своих оболочек. Он говорит: "Пульсар Краб – это знаковый пульсар;он виден во всем электромагнитном спектре. Результаты наблюдений за ним дают ключ к пониманию того, как светятся эти космические маяки и как они замедляют свое движение с течением времени".

Источник: http://astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=4884