Главная » Статьи » Солнечная система

Магнитные поля в зернах метеорита могут рассказать о рождении Солнечной системы

Самые точные на текущий момент лабораторные измерения магнитного поля, сохранившегося внутри зерен примитивных метеоритов, дают важную информацию о том, как развивалась ранняя Солнечная система. Измерения указывают на то, что ударные волны, распростраявшиеся через облака запыленного газа вокруг новорожденного Солнца, играли основную роль в формировании Солнечной системы.

О результатах исследования рассказывается в работе, опубликованной 13 ноября в журнале Science.

«Измерения выполненные Роджером Фу (Roger Fu) и Бенджамином Вайсом (Benjamin Weiss) из Массачусетского технологического института поразительны и беспрецедентны», – прокомментировал Стив Деш (Steve Desch) из Университета штата Аризона, соавтор работы. «Они не только измерили едва уловимые магнитные поля, которые слабее в тысячи раз того, что может почувствовать компас, они также составили картину изменения магнитных полей, записанную метеоритом, миллиметр за миллиметром».

Хондры являются составными частями хондритов, которые представляют собой части астероидов, образовавшиеся в столкновениях. Они сохранились относительно неизмененными с момента рождения Солнечной системы. Пока хондры охлаждались, содержащие в них железо минералы становились намагниченными, словно биты на жестком диске, из-за локального магнитного поля в газе. Эти магнитные поля сохраняются в хондрах до сегодняшнего дня.

Хондры, чье распределение магнитного поля изучалось в новой работе, были взяты из метеорита Semarkona, названного по имени места в Индии, где он упал в 1940 году. Его масса составляла 691 грамм.

Ученые уделили особое внимание встроенным магнитным полям, которые захватывались «пыльными» гранулами оливина, которые включают минералы, содержащие железо. Магнитная индукция в них составляла около 54 мкТл, что близко к значением индукции магнитного поля на поверхности Земли (от 25 до 65 мкТл). Измерения указывают на то, что значение фонового магнитного поля в туманности лежало в диапазоне от 5 до 50 мкТл.

«В новых экспериментах были измерены магнитные минералы в хондрах, что не делалось раньше. Они также показывают, что каждая хондра намагничивается словно небольшой стержневой магнит, но с «северным полюсом», имеющим случайное направление», – отметил Деш. «Это говорит о том, что каждая хондра стала намагниченной до того, как они оказались встроенными в метеорит и не во время нахождения на поверхности Земли».

«Путем моделирования процессов нагрева было выяснено, что ударные волны, проходящие через солнечную туманность, являются тем, что привело к плавлению большей части хондр», – отметил Деш. «В зависимости от мощности и размера ударной волны, фоновое магнитное поле могло усиливаться до 30 раз.

Это подтверждает идею о том, что ударные волны способствовали плавлению хондр в солнечной туманности на месте сегодняшнего пояса астероидов, который лежит на расстоянии от двух до четырех раз дальше от Солнца, чем Земля.

«Это одно из первых действительно точных и надежных измерений магнитного поля в газе, из которого сформировалась наша планета».

На изображении линии магнитного поля (зеленые) проходят через облако запыленного газа, окружающего новорожденное Солнце. На переднем плане находятся астероиды и хондры. Пока солнечные магнитные поля преобладают в близкой к Солнцу области, вне области, где вращаются астероиды, хондры сохраняют изменения локальных магнитных полей.

Источник: http://astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=6672