Новая компьютерная модель объясняет хаотический рельеф луны Юпитера - Европы

Группа ученых из университета Техаса при помощи компьютерного моделирования, которое провели сотрудники института Макса Планка (Max Planck) в Германии создала компьютерную модель, которая объясняет необычное строение поверхности луны Юпитера – Европы. В этом научном труде, опубликованном в журнале Nature Geoscience, ученые высказывают предположение, что необычный рисунок поверхности спутника, возможно, появился благодаря внутренней конвекции.

Космический зонд NASA Voyager (Вояджер) пролетел мимо Юпитера и его лун в 1979 году. После изучения полученных данных у ученых возникло множество вопросов относительно поверхности его луны, Европы. Эти дебаты не прекращаются по сегодняшний день: почему поверхность такая гладкая, почему около 40 процентов поверхности Европы покрыто странными, беспорядочными на вид структурами? Ученые сходятся во мнении, что общая гладкость поверхности, скорее всего, означает наличие воды под слоем льда, – небольшое количество кратеров говорит о том, что поверхность может восстанавливаться после столкновений. А вот по поводу того, что касается тех частей, где поверхность представляет собой нагромождение равнин, возвышенностей и долин, - их назвали «беспорядочным рельефом», - ученые пока не пришли к единому мнению. В новой работе ученые использовали данные существующих на Земле гидросистем и данные двух космических экспедиций - Voyager и Galileo (Галилео) - космического аппарата, открывшего существование магнитного поля, - чтобы создать модель, которая могла бы объяснить процесс конвекции, который происходит под ледяной поверхностью Европы.

Некоторые ученые предполагают, что уникальные характеристики поверхности Европы обусловлены силой гравитации Юпитера, другие высказывают мнение, что главную роль здесь играет Солнце, - однако ни одна из этих теорий не имеет достаточных свидетельств для ее подтверждения. Вместо этого, в данном исследовании ученые исходили из того, что поверхность Европы – результат того, что жар идет изнутри самой планеты. Их модель показывает, что течения подо льдом высвобождают жар в основном в экваториальных областях поверхности, что, в свою очередь, приводит к постоянному нагреву, таянию и новой заморозке, - в результате чего, по их словам, образуется тот хаотичный рельеф, который мы наблюдаем.

Конечно же, эта модель – всего лишь теория, подтвердить или опровергнуть которую человечество сможет, лишь отправив на Европу зонд, который будет исследовать поверхность спутника.

Источник: http://www.shakhty.su/world/news/2013/12/03/accelerator/