Орбитальные зонды Марса косвенно подтверждают наличие воды на поверхности

Космический аппарат NASA, вращающийся на орбите Марса, позволяет ученым больше узнать о сезонных явлениях, которые многие считают серьезнейшим доказательством существования воды в жидком виде в настоящее время на Красной Планете.

Эти явления – темные, похожие на полосы следы, которые появляются на некоторых склонах Марса, когда на Красной Планете становится теплее. Новые данные говорят о том, что в железосодержащих минералах на тех же склонах так же происходят изменения в зависимости от времени года. Это подтверждает теорию, что соленые потоки с антифризом, которым может служить железистый минерал, такой, как окисное сернокислое железо, могут течь в определенное время года. Однако, у этого явления могут быть и другие объяснения.

Ученые называют эти темные потоки «периодическими удлиненными структурами на склонах» ("recurring slope lineae" - RSL).

“Мы до сих пор не можем наверняка утверждать, существует ли вода в этих сезонных потоках, при этом не представляем себе, как они могли бы появиться без помощи воды”, - утверждает Лудженрда Ойха (Lujendra Ojha), выпускник Технологического Института в Атланте, который подготовил доклады по этим сезонным потокам. Он обнаружил эти потоки на снимках, которые были сделаны камерой HiRISE (High Resolution Imaging Science Experiment /Научная экспериментальная камера с высоким разрешением) орбитального зонда MRO (Mars Reconnaissance Orbiter).

Ойха и соавтор работы, профессор Джеймс Рей ( James Wray) изучили 13 склонов, на которых были обнаружены RSL, в этот раз с помощью снимков прибора CRISM (Compact Reconnaissance Imaging Spectrometer for Mars/ Компактный зондирующий спектрометр с возможностью съемки). Ученые искали минералы, которые могли остаться после возможного схода водных потоков (или того, что является причиной появления RSL на склонах) для того, чтобы понять природу этого явления: связано оно с водой или нет? Они не обнаружили спектральных сигнатур, связанных с водой или солями. Однако они обнаружили четкие и постоянные сигнатуры железистых минералов на большей части таких склонов. Эти железо-содержащие минералы на склонах с RSL были в большем количестве, чем на других склонах, на которых не были обнаружены RSL. Результаты этой работы опубликованы в журнале Geophysical Research Letters.

Эти сигнатуры меняются в зависимости от времени года, так же, как и сами RSL : они тем сильнее, чем выше температура.

Возможно, что частицы сортируются по размеру (иными словами, более мелкая пыль уходит, остаются более крупные частицы), и это может происходить как с помощью воды, так и без нее. Есть и другие объяснения: увеличение более окисленных компонентов минералов или общее потемнение из-за влаги. В любом случае, это указывает на воду, хотя вода и не была напрямую обнаружена. Наблюдатели могли «пропустить» воду из-за того, что наблюдения велись после полудня (то есть, они могли пропустить утреннюю росу) или потому, что темные потоки меньше, чем размер образца на снимке.

Ведущей гипотезой остается поток воды рядом с поверхностью, жидкое состояние которой поддерживается солями, которые понижают точку замерзания чистой воды.

“Поток воды, даже соленой воды, в любом месте Марса был бы великим открытием, которое помогло бы нам понять перемену климата на Марсе”, - заявил Ричард Зурек (Richard Zurek), руководитель проекта MRO в Лаборатории Реактивного Движения NASA.

Еще одно исследование говорит о том, что места с «сезонными линейными потоками» встречаются на Марсе довольно редко: их удалось обнаружить лишь на 13 из 200 похожих друг на друга склонов, находящихся на одной широте.

Источник: http://astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=5446