Тайна гигантского шторма Сатурна раскрыта

Благодаря анализу снимков, сделанных с космического аппарата Cassini, группе планетарных наук Университета Basque Country впервые удалось объяснить поведение таких штормов.

Один сатурнианский год равен 30-ти земным годам - возникают гигантские штормы, известные как Великие Белые пятна, которые влияют на атмосферу окольцованной планеты в глобальном масштабе. Первое наблюдение было сделано в 1876 году, а наблюдавшееся Великое Белое Пятно в 2010 году было шестым по счету. Этой возможностью воспользовалась станция Cassini, которой удалось получить изображения высокого разрешения этого величественного атмосферного образования. Буря началась как небольшое блестящее белое облако в средних широтах северного полушария планеты и быстро росла, оставаясь активной в течение более 7 месяцев. За это время была сгенерирована смесь белых облаков, которая сформировала расширяющуюся облачную массу и турбулентное кольцо, общей площадью в тысячи миллионов квадратных километров. Спустя 2 года группа планетарных наук представила первое исследование бури, опубликованное на обложке журнала Nature 7 июля 2011 года. Теперь, с этого нового исследования, сокровенные тайны этого явления были выявлены, при детальном исследовании "Головы" и "Центра" Великого Белого Пятна.

Команда астрономов проанализировала снимки, сделанные станцией Cassini для измерения ветра в «голове» бури, центре ее активности. В этой области шторм взаимодействует с циркулирующей атмосферой, формируя интенсивные продолжительные ветра со скоростью 500 километров в час. "Мы не ожидали обнаружить столь сильную циркуляцию в области развития шторма, которая является признаком особо жесткого взаимодействия между штормом и атмосферой планеты", прокомментировал Enrique García. Они также смогли определить, что эти тучи располагаются на 40 км выше собственных облаков планеты.

Исследование показало механизм, который производит этот феномен. Команда ученых разработала математические модели, способные воспроизвести шторм на компьютере, обеспечивая физическое объяснение поведения этого гигантского шторма и его большую продолжительность. Расчеты показали, что центр бури расположен достаточно глубоко, свыше 300 км ниже видимой границы облаков. Буря переносит огромное количество переносит влажный газ в высокие слои планеты, образуя видимые облака и высвобождая огромное количество энергии. Эта "инъекция" энергии бурно взаимодействует с доминирующим ветром Сатурна, создавая ураганные ветра со скоростью 500 км/ч. Исследование также показало, что, несмотря на огромную активность бури, она не была в состоянии существенно изменить господствующие ветры, которые дуют постоянно в том же направлении, но они не взаимодействуют с ними так жестко.

Помимо любопытства познания физических процессов, лежащих в основе формирования этих гигантских бурь на Сатурне, изучение этих явлений позволит нам расширить наши знания для моделях, используемых в исследовании метеорологии и поведения атмосферы Земли, в совершенно иных окружающих средах и тех, которые невозможно смоделировать в лабораторных условиях. "Бури на Сатурне, в некотором смысле, являются тестовым багажом физических механизмов, лежащих в целом поколении подобных метеорологических явлений на Земле", прокомментировал Agustín Sánchez Lavega, директор группы планетарных наук в UPV/EHU.

Источник: http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=4139