Главная » Статьи » Луна

Так есть ли место воде на Луне

До программы «Аполлон» ученые предполагали, что близ полюсов Луны может быть обнаружена вода. Затем астронавты доставили на Землю 382 кг лунного грунта. Следов воды обнаружено не было.

Исследования последнего десятилетия вернули к жизни дискуссию о возможности наличия воды на Луне. В частности, анализ лунного вулканического стекла показал наличие воды под поверхностью Луны, были проведены нейтронная и инфракрасная спектроскопии поверхности Луны. Первая дала неоднозначные результаты, вторая встала на защиту наличия воды.

Астрономы Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики Энтони Кейс и Джастин Каспер предложили новый метод обнаружения на поверхности Луны веществ, содержащих водород, с помощью измерения интенсивности протонного излучения исследовательским прибором CRaTER на LRO (Лунный орбитальный зонд). LRO был запущен NASA в июне 2009 года. Суть метода в следующем: галактические космические лучи (ГКЛ), бомбардируя поверхность Луны, выбивают протоны из вещества на поверхности, что и может обнаружить CRaTER на LRO. Команда астрономов провела серию лабораторных тестов, используя ускорители заряженных частиц для симуляции влияния космических лучей на вещества, содержащие водород, и пришли к выводу, что наличие водорода в значительной мере препятствует эмиссии протонов. Оставалось лишь провести измерения интенсивности протонного излучения близ полюсов.

Однако LRO показало усиление протонного излучения близ полюсов. А объяснение было дано следующее: протоны и нейтроны, испускаемые веществом под поверхностью до глубины в 10 см сталкиваются с другими атомами и производят излучение вторичных частиц. Усиленное излучение вторичных протонов оказалось постоянным явлением в присутствии водорода.

В вопросе обнаружения на Луне воды могут быть применены и другие решения, и ученые продолжают над ними работать. А метод, использованный LRO, найдет применение в обнаружении водорода на других небесных телах Солнечной системы.

Источник: http://astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=8565