Главная » Статьи » Космология

Зонд «Розетта» обнаруживает в веществе кометы «неуловимый» молекулярный азот

Космический аппарат «Розетта» Европейского космического агентства, выполняющий в настоящее время миссию по исследованию кометы 67Р/Чурюмова-Герасименко, обнаружил в составе её вещества газообразный азот. Эти находки могут стать ключом к пониманию ранних этапов формирования нашей Солнечной системы.

Молекулярный азот, N2, доминирует в атмосфере Земли, а кроме этого, представлен в атмосферах и на поверхностях Плутона и спутника Нептуна Тритона. Также считается, что этот газ являлся преобладающей формой существования азота в древней туманности, из которой сформировалась наша Солнечная система. Мартин Рубин из Института физики Бернского университета, Швейцария, и его команда смогли теперь количественно определить эту «неуловимую молекулу» (“most wanted molecule”), как называет её Рубин, в коме — или, иными словами, атмосфере — кометы 67Р/Чурюмова-Герасименко.

Эти находки являются первым в истории космических исследований случаем обнаружения молекулярного азота в составе вещества кометы. «Хотя некоторые кометы, подобные «Чури», вероятно, формировались в той же области космического пространства, где происходило формирование Тритона и Плутона, но до настоящего времени нам никак не удавалось обнаружить в них молекулы азота, — объясняет Рубин. — Так как водяной лед кометы может удерживать лишь небольшие количества этого газа, то измерения при помощи спектральных приборов попросту не обладали необходимой для обнаружения газообразного азота чувствительностью».

Команда Рубина произвела свои измерения при помощи масс-спектрометра ROSINA, построенного Бернским университетом. Этот инструмент находится на борту КА «Розетта» ЕКА, прибывшего к комете 67Р/Чурюмова-Герасименко в августе 2014 г. после завершения космического путешествия длиной в десять лет и осуществляющего с тех пор сбор научных данных. «Инструмент ROSINA имеет разрешающую способность, достаточную, чтобы различать между собой молекулы с почти одинаковым молекулярным весом, что как раз имеет место в случае моноксида углерода и молекулярного азота», — сказал Рубин.

Измерения количества молекулярного азота в веществе кометы 67Р/Чурюмова-Герасименко указывают на то, что комета формировалась в очень холодной области Солнечной системы. Кроме того, присутствие лишь небольших количеств молекулярного азота в составе вещества комет семейства Юпитера, подобных комете Чурюмова-Герасименко, свидетельствует в пользу гипотезы, согласно которой такие кометы не могут быть основным источником воды и летучих веществ на Земле, объясняют авторы статьи.

Результаты исследования опубликованы в Science.

Источник: http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=7053