Главная » Статьи » Космология

Ученые проанализировали ультра-долгий гамма-всплеск GRB 130925A

Астрономы, которые занимаются анализом продолжительной вспышки высокоэнергетического света, которая наблюдалась в 2013 году, сообщают о том, что им удалось обнаружить определенные черты, удивительным образом напоминающие те, которые, согласно моделям, должны были бы характеризовать взрывы самых старых звезд во Вселенной.

Если это предположение является верным, эта вспышка подтверждает правильность идеи о недавно идентифицированном классе гамма-всплесков и демонстрирует, что именно могут увидеть будущие обсерватории, наблюдающие за последними моментами жизни первых звезд Вселенной.

По словам авторов исследования, идентификация первого поколения звезд, образовавшихся во Вселенной, была одной из главных трудностей астрофизики. Ученые называют этот тип звезд Population III.

Гамма-всплески – одни из самых ярких взрывов во Вселенной, во время всплеска выделяются гамма-лучи и рентген-лучи, а так же образуется быстро угасающее послесвечение; все это можно наблюдать с помощью гамма-, рентген- и оптических телескопов. В среднем, космические аппараты Swift, Fermi Gamma-ray Space Telescope и другие обнаруживают один гамма-всплеск каждый день.

25 сентября 2013 года телескоп Burst Alert Telescope, установленный на спутнике Swift, зафиксировал всплеск гамма-лучей из источника в созвездии Печь (Fornax). Космический аппарат тут же предупредил обсерватории по всему миру о том, что происходит новая вспышка - GRB 130925A, - и повернул в сторону источника свой рентген-телескоп XRT. Другие телескопы, в том числе Fermi, INTEGRAL, а так же прибор «Конус» на космическом аппарате Wind, так же заметили подъем высоко-энергетического излучения. Было установлено, что источник всплеска находится на расстоянии 3,9 миллиардов световых лет от нас.

GRB 130925A испускал гамма-лучи в течение 1,9 часов, - почти в сто раз дольше, чем это типично для так называемых долгих гамма-всплесков. Наблюдения с помощью XRT помогли обнаружить интенсивное и высоко-вариативное рентген-послесвечение с сильными вспышками, которое начало стабильно угасать по истечение шести часов. Ученые отнесли GRB 130925A к редкому, новому классу – ультра-долгим всплескам, однако самым необычным признаком является необычное рентген-послесвечение. По совокупности этих данных ученые предположили, что источником ультра-долгих всплесков являются голубые сверхгигантские звезды, - горячие звезды, масса которых приблизительно в 20 раз больше солнечной.

Астрономы пришли к выводу, что наилучшим объяснением необычных свойств GRB 130925A является то, что источником всплеска был голубой сверхгигант, с относительно небольшим содержанием металлов, - так называемая звезда класса Population III, существовавшая в один из самых ранних периодов развития Вселенной.

Результаты исследования описаны в статье, опубликованной 10 июля в журнале Astrophysical Journal Letters.

Источник: http://astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=6222