Главная » Статьи » Космология

OPERA решилась опубликовать скандальные результаты о сверхсветовых нейтрино

Коллаборация OPERA передала статью с результатами, касающимися сверхсветовых нейтрино, в печать. Об этом сообщает ScienceNOW. Название журнала, куда подана заметка, не разглашается.

В конце октября стало известно, что физики из OPERA планируют перепроверить собственные результаты в серии дополнительных экспериментов. Эксперименты завершились 6 ноября 2011 года, проведенный учеными анализ не выявил отклонений от прежних результатов. В частности, мюонные нейтрино из CERN по-прежнему продемонстрировали движение со сверхсветовой скоростью.

Поданная в журнал статья содержит как старые данные, так и новые. Примечательно, что она будет подписана не всеми участниками коллаборации - из примерно 180 человек 15 отказались это делать. Четверо из "отказников" подписали оригинальный препринт, однако, за прошедшее время передумали. Так как другие четверо участников OPERA не подписали препринт, но согласились поставить свои имена под статьей, количество авторов у статьи и препринта осталось неизменным.

Результаты OPERA планируют проверить при помощи эксперимента MINOS в лаборатории Ферми. "Они сказали, что в течение трех месяцев повторят этот результат, но я сомневаюсь, что это возможно, потому что техника серьезная, ее нужно установить, отладить. У OPERA два года ушло на то, чтобы систему отладить. С другой стороны, OPERA готова передать свое оборудование, и помогать готова", - приводит РИА Новости слова россиянки-участницы коллаборации OPERA Натальи Полтухиной.

Первые сообщения о сверхсветовых нейтрино появились 23 сентября 2011 года. Тогда сообщалось, что в ходе эксперимента на детекторе OPERA в итальянской лаборатории Гран-Сассо физики регистрировали приход мюонных нейтрино от протонного суперсинхротрона в CERN на границе Швейцарии и Франции раньше расчетного времени в среднем на 60 наносекунд. Из этого вытекало, что нейтрино движутся со скоростью на 0,00248 процента быстрее света.

После этого на сайте препринтов arXiv.org появилось большое количество работ, посвященных результатам OPERA. Среди них были статьи, в которых авторы указывали на возможные источники ошибки в результатах оперы. В одной из работ, например, утверждалось, что ученые не учитывали движение спутников GPS, которые использовались в эксперименте, относительно потока нейтрино.

В другой работе говорилось, что подобные нейтрино при движении должны излучать электроно-позитронные пары. Это должно было сказаться на энергетическом спектре частиц, однако эксперимент ICARUS, расположенный рядом с OPERA, изменений не обнаружил.

Фото: OPERA. Фото с сайта проекта