Главная » Статьи » Космология

Космические джеты молодых звезд образуются под воздействием магнитного поля

Астрофизические джеты считаются одними из самых зрелищных явлений во Вселенной. Исходящие от центров черных дыр, квазаров или протозвезд, эти лучи материи иногда выдаются на несколько световых лет в космос. Впервые международная исследовательская группа успешно протестировала новую модель, которая объясняет, как магнитные поля приводят к формированию эмиссии в молодых звездах. Результаты были опубликованы в журнале Science. Полученные знания могут потенциально быть использованы даже при лечении рака.

Ученые из исследовательского центра Helmholtz-Zentrum Dresden-Rossendorf (HZDR) совместно с европейскими, американскими и азиатскими коллегами изучали этот процесс в лаборатории Laboratoire pour l"Utilisation des Lasers Intenses (LULI) во Франции. Они воздействовали на пластиковый образец при помощи лазерного излучения, которое приводило электроны мишени в движение, превращая твердый пластиковый объект в проводящую плазму.

«Рассматривайте это как расширяющееся горячее облако электронов и ионов. В малых масштабах плазма представляет собой скопление материи молодой звезды», – объясняет профессор Томас Кован, соавтор работы.

Уникальным данный эксперимент делал тот факт, что плазма подвергалась воздействию очень мощного пульсирующего магнитного поля. Идея заключается в том, что под воздействием магнитного поля плазма, которая обычно сильно рассеивается, начинает фокусироваться, формируя пустой центр. В конечном счете это приводит к появлению ударной волны, из которой начинает выбрасываться очень тонкий луч – джет.

Эксперимент был поставлен таким образом, чтобы провести экстраполяцию условий к тому виду, как бы это все произошло в масштабах Вселенной. За 20 наносекунд лабораторная плазма формирует структуры, похожие на джеты молодых звезд, образующиеся за 6 лет. Исследователи сравнили данные, полученные при помощи космических телескопов за последние два десятилетия, со своей моделью и обнаружили, что они хорошо согласуются. «Например, при рентген-измерениях джетов, если происходит кроссинговере потоков, то могут образовываться очень горячие области. То же самое происходит в нашей модели в лаборатории и точно в тех же точках», – отмечает Кован.

Авторы работы отмечают высокую сложность технической стороны проекта и большую работу, проделанную инженерами-электротехниками для создания генератора мощных пульсирующих магнитных полей.

Источник: http://astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=6612