Главная » Статьи » Космический туризм

Космические путешествия оказались несколько безопаснее ожидаемого

Завершен анализ данных, полученных из эксперимента MATROSHKA, первого масштабного измерения воздействия космического излучения на астронавтов. Этот эксперимент, который проводился на борту и вне Международной космической станции (МКС), показал, что космос может быть более благоприятным для космических путешественников, чем ожидалось.

Среди многих других опасностей, несущих угрозу астронавтам, космическое излучение является основным, значительно ограничивая время пребывания астронавтов в космосе без нанесения значительного вреда здоровью из-за слишком высокой дозы ионизирующего излучения. Для определения фактической дозы излучения, которой подвергаются астронавты, Европейское космическое агентство (ЕКА) при сотрудничестве с исследовательскими институтами Германии, Польши, Австрии, Швеции и России разработали и выполнили эксперимент MATROSHKA. Фантом, имитирующий человеческое тело, был оснащен несколькими тысячами датчиков, большая часть которых была изготовлена в Институте ядерной физики академии наук Польши (IFJ PAN). Датчики регистрировали дозу космической радиации внутри и снаружи МКС в течение нескольких лет. Недавно тщательный анализ был завершен, и он принес до некоторой степени неожиданные результаты.

«Можно сказать, что мы обнаружили, что открытый космос является немного более благоприятным для человека, чем ожидалось. Эффективная доза, связанная с риском для здоровья астронавтов и вычисленная исходя из наших измерений, была ниже, чем показывают дозиметры, носимые астронавтами», – сказал Павел Билски (Pawel Bilski), профессор из IFJ PAN.

Применялся специальный адаптированный фантом, использующийся в медицинских исследованиях, в который настоящие человеческие кости помещаются в пластическое тело, имитирующее форму и плотные участки человеческих мягких тканей или легких. Манекен (торс без ног) состоял из 33 слоев толщиной 2,5 см. Измерительное оборудование находилось внутри этих слоев.

В период с 2004 по 2009 год манекен MATROSHKA трижды испытывал воздействие космического излучения. Каждое из воздействий было продолжительностью более одного года. Дважды эксперимент проводился внутри российских модулей космической станции, а в третий раз емкость, имитирующая экранирующие свойства космического костюма, была помещен в открытый космос, вне МКС. Подобные измерения не проводились ранее.

Общий вывод заключается в том, что личные дозиметры, которые экипаж носит внутри МКС, завышают дозу излучения относительно фактической внутри фантома на 15%, а в открытом космосе этот показатель превысил 200%.

«Мы должны помнить, что эти измерения при помощи эксперимента MATROSHKA выполнялись на низкой земной орбите, где земная магнитосфера значительно снижет количество заряженных частиц космического излучения. В межпланетном пространстве такой защиты нет», – отметил Билски.

Ученые заключили, что путешествие астронавтов к Луне и Марсу может оказаться несколько безопаснее по отношению к угрозе излучения, тем считалось ранее. Несмотря на это, доза излучения, которую, вероятнее всего, получат космические путешественники, остается угрожающе высокой.

Источник: http://astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=6708