Главная » Статьи » Галактики

Свет далекой галактики прошел сквозь космический туман

Галактика, которая выглядит так же, как в то время, когда Вселенной было всего 700 млн лет, может быть окружена туманом, оставшимся еще с космических «темных времен»

Исследователи обнаружили галактику, образовавшуюся через 700 млн лет после Большого Взрыва, и находящуюся в 300 млрд. световых лет (9 млрд. парсек) от Земли. Это самая далекая из галактик, которые удавалось обнаружить до сих пор. Галактика z8_GND_5296, ближе всего из обнаруженных на данный момент к «темным временам» космоса – периоду, когда космос был наполнен нейтральным газом – водородом. Этот период так же называется период реионизации. Он продолжался несколько сотен миллионов лет после Большого Взрыва, до того времени, когда первые звезды и галактики начали «выбрасывать» свет. По мере того, как они пробуждались к жизни, туман рассеивался, однако, когда начался этот процесс и как долго он продолжался, пока неясно.

Одним из способов выяснить это является обнаружение галактик из разных космических периодов и «подсчитать, какова нейтральная фракция газа в каждой из них», - говорит Стивен Финкельштейн (Steven Finkelstein), Астрофизик Университета Техас и соавтор открытия z8_GND_5296, опубликованного вчера в Nature).

Свет z8_GND_5296 обнаруживает красное смещение — показатель того, как сильно свет растянулся за время своего путешествия через расширяющуюся Вселенную - на рекордные 7,51. Около сотни галактик красное смещение составляет 7 или больше, говоря о том, что они зародились в пределах 770 млн лет от Большого Взрыва. Но только немногие из этих галактик подтверждают свои расстояния красным смещением их спектра, которое почти всегда подтверждается при помощи спектральной резонансной линии Lyman-α . Свет на этой длине волн обычно очень яркий, выделяемый атомами водорода, и его может поглотить или разрушить любой атом водорода, с которым он столкнется.

Есть относительно мало галактик этого периода, что, по словам Финкельштейна, может быть индикатором нейтрального газа, окружающего галактики с красным смещением 7 больше. Трудность в их обнаружении, возрастающая по мере того, чем дальше мы находимся, может означать, что мы тоже вступаем в эру реионизации.

Если это на самом деле так, как тогда свет z8_GND_5296 смог пробиться через туман? Одна из теорий – галактика могла ионизировать свое ближайшее окружение, создавая таким образом фотонам путь к отступлению из тумана. В самом деле, ее цвет и яркость позволяют предположить, что она формирует звезды на небывалом уровне – 330 солнечных масс в год.

Найти подобные галактики на таком же расстоянии будет непросто, потому что их линии Lyman-α были сдвинуты инфракрасными волнами, подобными тем, что производят молекулы в земной атмосфере. Финкельштейн надеется увидеть еще хотя бы двадцать, используя спектрограф – на телескопе Keck.

Однако в будущем телескопы будут способны на большее, включая, например, Webb Space Telescope, который планируют запустить в 2018 году.

Источник: http://astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=4830