Главная » Статьи » Чёрные дыры

Ученые предполагают, что Sgr A* на самом деле является кротовой норой

Известно, что в центре нашей галактики имеется сверхмассивная черная дыра. Однако, сотрудники шанхайского университета Зилонг Ли (Zilong Li) и Козимо Бэмби (Cosimo Bambi) предлагают еще одно, довольно экзотическое объяснение наблюдениям за Sagittarius A*. По их мнению, этот объект может представлять собой кротовую нору.

Работа, в которой они представляют доказательства своей необычной теории, принята к печати сайтом препринтов arXiv. Несмотря на то, что исследование полностью построено на теоретических предположениях, Ли и Бэмби идентифицируют специфическую эмиссионную сигнатуру, окружающую гипотетическую кротовую нору. По их мнению, эту сигнатуру можно будет обнаружить с помощью сложного прибора, который вскоре будет установлен на один из мощнейших телескопов мира.

Sagittarius A* (или Sgr A*) – это область в центре Млечного Пути, которая является мощным источником радиоволн. Долгое время астрономы предполагали, что эти радиоволны исходят от черной дыры, масса которой приблизительно в 4 миллиона раз больше массы Солнца, однако подтвердить ее присутствие удалось лишь тогда, когда ученые смогли отследить звезды, которые вращаются по орбите достаточно близко к горизонту событий черной дыры. После этого ученые выяснили, что в центрах большинства галактик так же имеются сверхмассивные черные дыры.

Для того, чтобы черная дыра стала настолько массивной, ей потребуется немало времени, в течение которого она будет «питаться» межзвездным газом, звездами и другим веществом галактики. Однако, для того, чтобы понять появление самых первых сверхмассивных черных дыр в самых молодых галактиках, нужно еще какое-то объяснение механизма их роста.

Однако, согласно Ли и Бэмби, наши наблюдения за Sgr A* и другими центрами галактик можно вместо этого объяснить общей теорией относительности Эйнштейна.

По их мнению, по крайней мере некоторые виды древнейших кротовых нор могут быть одним из вероятных объяснения появления сверхмассивных объектов в центрах галактик. У этих объектов нет твердой поверхности, поэтому они могут имитировать своего рода горизонт событий. Они могли появиться в ранние годы существования Вселенной и вырасти во время инфляции, что объясняет их присутствие даже при очень высоком красном смещении.

Тип кротовой норы, которая имитирует черную дыру, мог сформироваться лишь во время Большого Взрыва, и именно такие кротовые норы могут служить вполне правдоподобным объяснением тому, почему нам кажется, что в самых первых галактиках имеются сверхмассивные черные дыры. На самом деле, эти объекты могут быть совсем не черными дырами, а гигантскими кротовыми норами, которые связывают разные части пространства и времени.

Ли и Бэмби надеются, что новый прибор – GRAVITY, который вскоре будет установлен на телескоп VLT (Very Large Telescope) для наблюдений за центром галактики с беспрецедентно высоким разрешением, - даст возможность проанализировать данные эмиссии от плазмы которая может быть обнаружена вокруг объекта, находящегося внутри Sgr A*. Если этот объект на самом деле является кротовой норой, тогда плазма будет обладать совершенно особенной сигнатурой, - ведь гипотетическая кротовая норм может быть физически меньше сверхмассивной черной дыры. Ли и Бэмби смоделировали горячий пузырь плазмы, «пойманной» в ловушку деформированного пространства-времени, окружающего черную дыру и кротовую нору. Оказалось, что сигнатура эмиссий в этих двух случаях будет сильно различаться: кротовая нора образует «очень узкую линию эмиссии», а черная дыра будет иметь спектр, «широкий и искаженный вследствие специальных и общих релятивистских эффектов».

Источник: http://astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=5987