Главная » Статьи » Чёрные дыры

Средняя черная дыра наконец найдена

Астрономы из австралийского университета, которые работают с радиотелескопом Compact Array, заявили о своем недавнем открытии. Как говорят ученые, они смогли обнаружить черную дыру, которая имеет средний вес.

До сих пор, все обнаруженные учеными черные дыры относились к классу сверхмассивных черных дыр, которые были расположены в центральной части пространства крупных галактик. При этом, масса обнаруженных черных дыр могла превышать в сотни или же даже тысячи масс совокупную массу нашей Солнечной системы. Однако обнаружить черные дыры средней массы было крайне важно для ученых. Это объясняется тем, что по одной из гипотез именно вследствие слияния нескольких черных дыр обладающих средней массой, в итоге получается сверхмассивные черные дыры.

Причем была она обнаружено совершенно случайно. Один из уже известных астрономам источников гамма-излучения неожиданно начал испускать крайне интенсивное излучение. Подобные вспышки характерны черным дырам в момент того, когда они начинают поглощение достаточно большого количества материи. Это происходит вследствие разогрева материи перед тем как та падает на поверхность черной дыры. Однако по интенсивности вспышки ученые смогли предположить то, что она явно не могла быть произведена сверхмассивной черной дырой, поскольку для этого была слишком незначительной для этого, так же она не могла быть произведена и легкой черной дырой – для этого она была слишком сильной. Поэтому и было выдвинуто предположение о том, что наблюдаемый источник гамма-излучения в галактике ESO 243-49, которая находится на расстоянии в триста миллионов световых лет от Земли, не может являться ничем другим кроме как черной дырой средней массы.

Доказать же то, что наблюдаемый космический объект является именно черной дырой ученые смогли достаточно легко. Это было сделано благодаря специфическому эффекту, который всегда сопровождает вспышку гамма-излучения после того, как космический материал поглощается черной дырой.

Сам эффект состоит в том, что после того, как на поверхность черной дыры начинает падать большое газопылевое облако, часть материи находящейся в окрестностях черной дыры подвергается достаточно сильной ударной волне первой вспышки гамма-излучения и впоследствии начинают излучать достаточно специфическое радиоизлучение. Именно подобный эффект и был зафиксирован учеными после вспышки наблюдаемого учеными объекта. Ученым дважды удалось точно предсказать появление явление и зарегистрировать характерное для подобного случая радиоизлучения межзвездного газа, который был вытолкнут ударной волной от черной дыры, которая занимается “кормежкой”.

Категория: Чёрные дыры | Добавил bun 03.08.2012