Главная » Статьи » Чёрные дыры

Отраженное рентгеновское излучение помогло оценить период активности черной дыры

Сверхмассивная черная дыра Sagittarius A* в центре нашей галактики представляет собой пример довольной спокойной черной дыры. Несмотря на это, она вспыхивает время от времени, что может быть видно на изображениях, полученных с телескопа NuSTAR x-ray. Конечно, рентген-астрономия с достаточно высокой чувствительностью для наблюдения рентген-вспышек в галактических центрах является сравнительно новой технологией, поэтому было бы неплохо иметь данные наблюдений за десятилетия, а лучше века.

Мы не можем повернуть время вспять, чтобы узнать о прошлом черных дыр, но мы можем наблюдать за их активностью в прошлом через отражения излучения от газа и пыли в центральной области галактики. Это аналогично тому эффекту, который бы наблюдался, если зажечь спичку в темной комнате: какая-то доля света направилась бы в направлении глаз наблюдателя, а какая-то в сторону стены, отражаясь от неё. При очень сильном замедлении можно было бы сначала увидеть свет от спички, а затем то, как освещаются стены. Тот же эффект наблюдается в космических масштабах. Когда сверхмассивная черная дыра вспыхивает, поток рентген-излучения устремляется по направлению от черной дыры. Какую-то долю излучения можно наблюдать напрямую, а какую-то лишь после многих лет путешествий, когда излучение достигнет облаков и пыли центральной области. Эти пыльные области и отражают свет, который мы наблюдаем в виде рентген-свечения спустя годы после первичной вспышки.

Это именно то, что наблюдала группа ученых, о чем написано в статье, опубликованной в журнале Astronomy and Astrophysics. Ученые наблюдали 12 лет за рентген-излучением, приходящим из молекулярных облаков в центральной области галактики. Они обнаружили отчетливый поток рентген-излучения, который сначала достиг ближние области молекулярных облаков, а затем более отдаленные области.

Это видно на изображении из статьи, на которой самое раннее рентген-излучение обозначено красным цветом, несколько более позднее зеленым, а самое позднее голубым. В некоторых областях круглой формы можно видеть отчетливую картину перехода от красного к синему по направлению справа налево. Другие области более разнообразны. Так как рентген-излучение обладает явным сдвигом по времени, это значит, что начальная вспышка произошла за короткий промежуток времени (несколько лет). Из оцененного расстояния до молекулярного облака от центральной черной дыры активный период сверхмассивной черной дыры должен был наблюдаться, приблизительно, несколько сотен лет назад.

Источник: http://astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=6579